Добро пожаловать
Вход / Регистрация

Юрий Лотман 20/33 Нравственность, Интеллектуальность и интеллигентность требуют Независимости

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравилось видео. Спасибо за то что поделились своим мнением!

К сожалению, только зарегистрированные пользователи могут создавать списки воспроизведения.
URL


Добавлено Для интеллектуалов

Юрий Лотман 20/33 Нравственность, Интеллектуальность и интеллигентность требуют Независимости

13 Просмотры
Описание

Юрий Михайлович Лотман. Полный цикл лекций «Беседы о русской культуре». Лекция №20 (3.3) Нравственность - основа интеллигентности. Образ интеллигента. Интеллектуальность требует независимости. Изгои, ваганты, образованные ауткасты и "лишние люди" - почва для интеллектуалов.
Дата эфира: 14.02.1989 г. Реставрация 2003 г.
Приятного просмотра

Предыдущая лекция - №19 ()

Плэйлист:

Следующая лекция - №21 ()

Юрий Лотман. Беседы о русской культуре

Программу подготовили: Евгения Хапонен, Кадри Мардна, Анне Кярмас, Андрес Куль, Аарне Вельдре, Арне Крам, Тиит Гросс, Калле Кяярик, Томас Тава, Светлана Кунгурцева

Телецикл был снят в конце 1980-х в Тарту по инициативе ученицы Юрия Лотмана - режиссера Евгении Хапонен. Программы Лотмана были весьма популярны в интеллигентной среде, и, казалось, выдающийся культуролог был услышан и понят, однако сейчас по-прежнему многое из рассказанного им воспринимается остро и современно.

Евгения Хапонен: «"Беседы о русской культуре" - это название придумал Юрий Михайлович Лотман в 1976 г., когда мы с ним обсуждали предполагаемый цикл его лекций на эстонском телевидении. Еще в пору занятий в университете меня, как впрочем и всех его учеников, потрясли лекции Лотмана. Он обладал удивительным и крайне редким даром рассказчика, умением в доступной и интересной форме передать тот колоссальный объем знаний, которым владел сам. Мы терялись в своих желаниях: то ли слушать необыкновенно захватывающее повествование Юрмиха (как любовно называли его между собой студенты), то ли записывать то, что он говорит. Очутившись на телевидении, я поняла, что это именно то средство массовой информации, где в полной мере мог бы раскрыться дар Ю. М. для очень большой аудитории».

В центре внимания Лотмана находятся вопросы культуры и искусства, которые он рассматривает как «вторичные моделирующие системы». Первичной моделирующей системой при этом оказывается язык. Помимо статичных систем существуют динамичные действия. Например, язык это система, а коммуникация это действие. Основным действием культуры и искусства является борьба с энтропией и хранение информации, а также коммуникация между людьми. Искусство при этом является составной частью культуры наряду с наукой.

Лотман разрабатывает семиотику как науку о знаковых системах. Упорядоченной знаковой системой для передачи информации оказывается язык, который не сводится к своей звуковой или графической форме. Знаки являются «материально выраженными заменами предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе». «Константное отношение» знака к заменяемому объекту Лотман именует семантикой. Знаки Лотман делит на «условные» (красный свет светофора, слово) и «изобразительные или иконические» (рисунок, дорожный знак). Однако знаки существуют не сами по себе, а в системе других таких же знаков. Те же рисунки обладают большей понятностью и не требуют специальной дешифровки лишь в границах определённого «культурного ареала».

Немаловажное значение в философии Лотмана занимает информация, которую он уравнивает со значением. Информация не просто знание, но знание в процессе перехода от незнания. Поэтому трюизм и банальность неинформативны. Вместе с тем задача искусства заключается в наделении объекта значением, то есть в создании информации.

Разбирая проблемы «киноэстетики» (философии кино), Лотман отмечает, что в кино снято противоречие между иконическими и условными знаками, а значит между словесным и изобразительным искусством. Кино претендует на предельную достоверность, ибо оно производно от движущихся фотографий, которые призваны были максимально точно запечатлевать (документировать) реальность. Единицей дискретного «кинопространства» и «киновремени» для Лотмана является кадр.

Подробнее - в комментах к видео

Спасибо за лайк, субскрайб, критику и комментарии.

Спасибо за поддержку
Puh из Audio Note Russia

За информационную и методологическую помощь Спасибо субскрайберам, зрителям и читателям, которые просили пока оставить их имена без упоминания.

Дружественные ресурсы:

Группа Искусство и культурное наследие


Евгений Митрофанов



Vladimir SHvayukov
,


Milena Dyakonova


Marta SHvayukova


DJdoodle


Yuriy Gavrilenko



#Кинематограф#Семиотика#Лейтмотив#Рифма_в_Кино#Образы_и_Понятия#Понятия_и_Значения#Цитата#Парафраз#Коннотация#Инвариант#ЗнаковыеСистемы#Семантика#Структура#Творчество#Смысл#))

Написать комментарий